Точка зрения

«В нынешний исторический момент мы фактически находимся в заложниках у МВФ» – журналист

Спор о том, кто будет президентом – почему кондитер может, а юморист не достоин – не имеет особого смысла. В нынешней финансово-политической системе имя руководителя неважно. Важно то, в каком направлении будут происходить изменения.

В нынешний исторический момент мы находимся фактически в заложниках у МВФ. Это самые обычные банковские клерки, задача которых – выдать кредит на определенных условиях, заложенных в программе кредитования. Если есть дополнительные риски, появляются дополнительные условия. Впрочем, весьма формальные. Сравнить можно с потребителем обычного кредита, которые берет смартфон за 30 тыс. грн. на год и приносит справку, что зарплата у него 6 тыс. грн. в месяц. Клерк понимает, что на 2,5-3 тыс. грн. клиент не проживет, клиент понимает, что справка его туфта, но программа пропускает, значит кредит можно и нужно выдать. Если не пропускает – клерк потребует поручителя, гарантийное письмо о том, что клиент будет искать вторую работу и все равно выдаст.

В случае с Украиной такими формальными требованиям являются НАБУ, Антикорсуд, ДБР и так далее, и тому подобное. НАБУ, пожалуй, самый яркий пример – все понимают, что при таком количестве и качестве детективов это мертвая структура, но раз программа показала повышенный риск коррупции, формальное создание Бюро позволяет клерку в МВФ снять с себя ответственность. Таким образом, сформирована финансовая пирамида, которая будет развиваться до тех пор, пока не рухнет. Вместе с остатками нашей государственности. И это очень и очень плохо.

Идем дальше. Сами по себе кредиты это не проблема. Проблема возникает тогда, когда ими бездумно пользуются. Одно дело – взять деньги и построить предприятие (не обязательно производство – что угодно), которое даст рабочие места, прибыль и позволит отдавать деньги. Другое – часть украсть, часть раздать на «социальные нужды». В этом случае клиент МВФ остается и без денег, и без возможности вернуть их. Примерно в такой ситуации оказываемся мы сейчас.

Нужно понимать также, что государство построить какие-либо эффективные предприятия не в состоянии в принципе. Все мы помним глубоко убыточные советские производства, выпускающие ненужную продукцию либо крайне низкого качества. Кроме того, непонятно на сегодняшний день какие именно продукты / услуги будут пользоваться спросом на международном рынке в ближайшие годы. Работать в условиях неопределенность способен только бизнес, причем путем непрерывных проб, ошибок, экспериментов.

Способов поддержать бизнеса существует множество. Крайне эффективной мерой являются низкие кредитные ставки – 3-5% годовых. Обратная сторона – жесткий контроль и регулирование. Контроль обеспечивает порядок и доверие, когда ты спокойно можешь кому-то что-то одолжить и не переживать за то, что тебя обманут. Например, дать свою машину в прокат и не боятся, что ее разобьют и разукомплектуют (а иначе полиция быстро найдет и жестко покарает) или отремонтировать кому-то в долг оборудование под договор, зная, что в случае невыполнения условий договора, у «того парня» будут большие проблемы. Увы, для нашей страны этот путь не подходит в виду невозможности создания структур (кого угодно – полиции, СБУ, прокуратуры, судов и так далее), способных что-либо контролировать без коррупции. Отсюда высокие риски, отсюда дорогие деньги, отсюда проблемы с бизнесом и экономикой.

Еще один эффективный способ – низкие налоги. Либо НнВК. Это налоговая система, которая позволяет поддержать бизнес, сохраняя ему оборотные средства. Выводишь деньги из оборота – платишь налог с прибыли. Оставляешь на предприятии, покупаешь на них оборудование, сырье, платишь зарплаты и так далее – налог ноль. Не нужно прятать балансы, мутить с отчетами: все просто и прозрачно, скрывать что-либо смысла нет.

По эффекту для экономики такая налоговая система легко может быть сравнима с дешевым кредитованием. Плюс, однозначно приведет к нему. Так как бизнес показывает свои отчеты и балансы, его легко оценить, подсчитать; для финансистов снижаются риски, а раз снижаются риски, то снижаются и процентные ставки по кредитам. Для каждого предпринимателя значение будет иметь репутация, прозрачность активов и кредитная история, причем, контролировать субъекты будут себя сами, отсеивая непорядочных игроков. В конечном итоге рынок сам себя отрегулирует.

***

Я это к тому, что нет смысла сейчас говорить о личности президента. Нужно задавать кандидатам правильные вопросы. Чтобы понять их видение. Украина — коррумпированное государство с пирамидой долгов от МВФ, каждый раз выполняющее очередное формальное требование, имитируя реформы. Или Украина — либеральное правовое государство, которое если и берет деньги в долг, то только для развития.

Владимир БОВСУНОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *